Без портрета целевой аудитории (ЦА) невозможно успешно выполнить ни одно маркетинговое задание. Не зная своего потенциального клиента, вы не сможете запустить эффективную рекламу и добиться поставленных целей в продвижении товаров. Владея навыками составления портрета ЦА, возможно правильно выстроить отношения с покупателем и повысить уровень его доверия к бренду или компании.
Важность портрета целевой аудитории?
Под целевой аудиторией понимают группу людей, которая проявляет максимальный интерес к товару или услуге. На нее направлена основная реклама и в целом вся деятельность предприятия. Имея неправильное представление о клиенте, возможно столкнуться с проблемой неэффективного использования бюджета и полного провала в бизнесе. Помните, что идеальный покупателем является человек, которому ваш товар приносит максимум пользы. Портрет ЦА – это своего рода собирательный образ, который может включать в себя характеристики и особенности многих людей из всей группы. Для любого бизнеса важно знать возможности и интересы клиента, его стремления и жизненные устои.
Сегментация целевой аудитории
Составление портрета ЦА усложняется, если мы имеем дело с широкой целевой аудиторией. В данном случае выделение общих для всех покупателей характеристик будет неэффективным. Портрет ЦА получится размытым, поэтому компания не сможет сделать точное коммерческое предложение потребителю.
В такой ситуации стоит прибегнуть к сегментации целевой аудитории – разделению потенциальных клиентов на отдельные группы. Но даже этого недостаточно для успешного составления портрета. Важно также обращать внимание на детали:
- пол и возраст;
- местонахождение;
- размер доходов;
- отношение к конкретным социальным проблемам и явлениям;
- интересы и хобби;
- семейное положение.
Все характеристики можно классифицировать на такие виды:
- демографические;
- психологические;
- поведенческие;
- социально-экономические;
- географические.
Каждая категория требует детальной проработки и анализа на конкретном сегменте ЦА.
Где искать информацию для составления портрета целевой аудитории?
Сайты Росстата и Единый архив экономических и социологических данных – это ценные источники статистических данных по социально-экономическим и географическим характеристикам. Для самостоятельного исследования проще всего проводить опросы. Они позволят легко и быстро наладить контакт с ЦА и получить ответы на интересующие вопросы.
Опрос в Инстаграм является эффективным инструментом для составления портрета ЦА при условии большого количества подписчиков (так вы сможете сделать конкретные и объективные выводы на основе результатов исследования).
Также возможно воспользоваться сервисом Яндекс. Вордстат – от продемонстрирует запросы, по которым пользователи ищут продукт компании. Это даст ценную информацию о том, какие товары имеют повышенную популярность и что больше интересует потенциальных клиентов.
Еще одним важным объектом для исследования являются тематические форумы, на которых люди подробно обсуждают действительно интересные для себя темы. На таких сайтах часто можно найти очень ценную информацию для составления портрета ЦА. Но при работе с ними необходимо уделять внимание актуальности публикаций – интересы людей быстро меняются, на смену старым тенденциям приходят новые, на рынке появляются продукты с другими свойствами и характеристиками. При оценке ответов на форумах важно учитывать это и следить за датами обсуждений и созданием тем.